Чарочка по столику похаживала…

      Китайцы -самая изобретательная нация,- с этим трудно не согласиться, учитывая их замечательные открытия, в числе которых шёлк, порох, бумага, фарфор. Смертная казнь грозила любому за разглашение секрета их изготовления, и  хранили их веками. 
К примеру, фарфор был известен в Поднебесной уже в IV-VI вв., а в Европе его изготовление началось лишь в ХVIII веке. Торговые пути, в основном, пролегали через Ближний Восток, где китайского императора именовали «Сыном неба» или «Фагфуром»,- отсюда само название - фарфор, прочно вошедшее во все европейские языки. В ХVIII в. появилась новая мода на чай и кофе, что так же способствовало распространению фарфора, хотя качественный чай из великолепной посуды был удовольствием не для многих.
 
      Первая фаянсовая фабрика была открыта в Москве в 1724 г. купцом Афанасием Гребенщиковым большим знатоком гжельских глин. Его сыну Ивану принадлежит заслуга в открытии секрета фарфора, который они украшали характерным синим узором. Однако, Гребенщиковым не дали, что называется, развернуться,- начать производство, поскольку шла активная работа по созданию завода в столице и конкуренты были не нужны. Вследствие чего первый в России и всего третий в Европе фарфоровый завод был основан в Санкт-Петербурге  в 1744 г. Как и другие предприятия, обслуживающие, прежде всего, монарха и двор, он получил название Императорского. Особую белую глину для производства фарфора привозили из Сибири, с Урала, и через пятнадцать лет русский фарфор не уступал по качеству европейскому.
 
       В 60-х гг. ХVIII в. под Москвой в Вербилках возник новый завод Франца Гарднера марка которого стала одной из самых известных, поскольку выпускали не только коллекционные образцы, но и изделия, рассчитанные на широкого покупателя. В 1892г. завод приобрёл известный промышленник М.С.Кузнецов, а после установления советской власти он стал называться Дмитровским. Кузнецовым принадлежало 18 предприятий и фактически они были монополистами в производстве фарфора.
 
        В экспозиции нашего музея есть изделие Кузнецовского фарфорового завода – чайная пара с надписью «Чарочка по столику похаживала» с изображением герба Российской империи,- своеобразного знака качества, поскольку это право представлялось самым лучшим поставщикам. Посредством фарфора люди могли выразить свои чувства, подарив что-либо с такой, к примеру, надписью: «В разлуке сердце стонет»  или « Не место дальности, ни время долготою не разлучит сердец наших с тобою».
 
         После революции фарфор, как и многое другое, стал средством пропаганды. Уникальным явлением в мировом искусстве называют советский агитационный фарфор. На смену изысканным пейзажам, цветам пришли серп и молот, красноармейцы, революционные лозунги. Над созданием образцов агитационного фарфора  трудились лучшие художники, в том числе из общества «Мир искусства». Партии были небольшими, расписывали их вручную. Агитационный фарфор с триумфом экспонировался на крупнейших выставках за рубежом. В 1925 г. на парижской выставке Государственному фарфоровому заводу была присуждена золотая медаль.
 
         Сравнительно недавно в нашем музее началось комплектование фарфоровой коллекции, сейчас она насчитывает более 100 экземпляров, в основном они датированы 50-70гг. ХХ в.Большинство образцов скульптура или фигурки, выполненные в свободной реалистичной манере: животные, сказочные персонажи, памятники культуры, целый хоровод танцоров в национальных костюмах. Шикарный  столовый сервиз был приобретён нами у жительницы Шемонаихи Герасимовой Дарьи Поликарповны, некогда служивший украшением праздничного стола, предмет гордости хозяйки.
 
       В настоящее время в музее работает  стационарная выставка «Великолепный фарфор», посмотреть которую вы можете в любой день, кроме субботы. Формирование коллекции продолжается, приглашаем к сотрудничеству всех желающих.
Н.Дубинчик директор музея